На расширенном заседании Госсовета, посвященном улучшению жилищных условий, поставлена задача по созданию плавных условий перехода застройщиков на новую модель финансирования долевого строительства

На расширенном заседании Госсовета, посвященном улучшению жилищных условий, поставлена задача по созданию плавных условий перехода застройщиков на новую модель финансирования долевого строительства 18.02.2019

О том, какие проблемы тормозят этот переход и что необходимо сделать, чтобы упростить работу строительных компаний, обсудили участники экспертного совета "Снижение административной нагрузки на застройщиков, оптимизация нормативной базы и порядок регулирования в сфере строительства" в "Российской газете".
Проблему анализа регулирования деятельности застройщиков отметил Алексей Матвеев, директор департамента нормативно-методического обеспечения Ассоциации экспертных организаций в строительстве. Минстрой ежегодно отчитывается об улучшении показателей рейтинга Doing Business по направлению "Получение разрешений на строительство".

Но объектом исследования в рейтинге является не жилой дом, а складское помещение, отмечает Матвеев. "У нас есть предложение к минэкономразвития подготовить аналогичный рейтинг для жилищного строительства, причем с оценкой критериев до момента регистрации прав на объект недвижимости", - говорит он.

Большие сложности у застройщиков возникают и при подключении к сетям. Власти муниципалитета выдают разрешения на строительство домов без учета мощностей и даже в отсутствии сетей. Строить дом приходится буквально в чистом поле и надеяться, что к моменту его ввода сети появятся.

"Сейчас все делается параллельно либо после того, как дом построен", - отмечает Анатолий Воронин, руководитель комиссии Общественного совета минстроя по законодательству и разрешительной деятельности.

В худшем случае дом так и остается неподключенным к сетям, жить в нем невозможно. Даже с введением эскроу-счетов решить проблемы покупателей квартир в таких домах будет тяжело. В итоге без изменения норм подключения зданий к сетям мы не избавимся от такого явления, как обманутые дольщики, считают эксперты. Эта проблема тесно связана с качеством подготовки органами власти на местах схем территориального планирования и документации по планировке территории.

Подготовка сетей в таких документах учитывается далеко не всегда. В итоге на свет появляются микрорайоны, не обеспеченные дорогами и транспортом, без сетей или с дефицитом мощностей, что тормозит развитие новых районов.

"Нужно четко определить, что сети являются частью инфраструктуры. Эту ответственность за создание инфраструктуры должна нести муниципальная власть", - предложил Максим Лоскутов, директор по развитию Ассоциации экспертных организаций в строительстве.

Несовершенство территориальных планов связано с отсутствием контроля за этой работой. "Любой дом проходит этапы согласования проекта и экспертизу. А вот документы территориального планирования и документация по планировке территории не нуждаются в такой оценке", - уточняет Алексей Матвеев. Их согласовывают местные органы. "Можно установить, что для документов территориального планирования, градозонирования и документации по планировке территории обязательно проведение государственной экспертизы", - предлагает он.

Требования к экспертизам, которые обязаны проходить застройщики, ужесточаются. Часто вместо коммерческой застройщиков вынуждают проходить госэкспертизу.

Закон, вступивший в силу 3 августа, установил новые правила в сфере государственной и негосударственной экспертизы в зонах с особыми условиями использования территорий, рассказывает Артем Рыжиков, генеральный директор Центра строительного аудита и сопровождения. "Исходя из вольной трактовки введенных норм органы власти субъектов самовольно устанавливают обязательное проведение госэкспертизы для застройщиков, которые возводят объекты в таких зонах", - рассказывает он. Это приведет к перегруженности государственных экспертиз и увеличению времени выдачи заключений.

"Затянувшиеся процедуры прохождения экспертизы могут остановить стройку или вовсе заставить застройщика отказаться от своих планов", - отмечает он. В случае с жильем пропуск сроков чреват дополнительными расходами застройщиков на выплату компенсаций дольщикам.

Непозволительность трактовки норм федерального законодательства по своему усмотрению органами власти субъектов, а также недопустимость устранения конкуренции, отметил сенатор Сергей Лисовский.

С 1 июля все застройщики обязаны будут перейти на эскроу-счета. "Безусловно, долевое строительство дало огромный толчок строительной отрасли России в целом. Но когда нефинансовый институт может распоряжаться огромными деньгами - это неправильно", - считает Александр Якубовский, депутат Госдумы, руководитель рабочей группы Президиума Генерального совета партии "Единая Россия". Есть застройщики, которые уже перешли на эскроу-счета и первыми столкнулись со сложностями только формирующегося законодательства. Среди них невозможность использования маткапитала, военной ипотеки, всевозможных сертификатов, если застройщик перешел на эскроу-счета, отмечает Якубовский. Он уточняет, что депутаты уже работают над решением этой проблемы.

Также возникает сложность при реализации принципа "один застройщик - один проект". Строительным компаниям придется передать проекты дочерним структурам, но порядок для этого не прописан. "Чтобы эту документацию с одной компании на другую перенести, необходимо делать практически новый проект, - отмечает Якубовский. - Необходимо рассмотреть возможность ввести уведомительный порядок". Это позволит избежать проблем с передачей проектов и просрочки сдачи объектов.

Исочник: https://rg.ru/2019/02/17/eskrou-scheta-ne-reshat-vseh-problem-pokupatelej-zhilia.html