Эксперты уверены, что закон о СРО негосэкспертизы должен содержать чёткий механизм контроля за качеством работ
Члены Общественного совета при Минстрое России готовят обращение к руководству ведомства об ускорении процедур, связанных с принятием закона о СРО негосударственных экспертиз. Считается, что это необходимо для создания механизма контроля за качеством работы негосударственных организаций экспертизы. Решение об этом давно назрело, считает наш добровольный столичный эксперт, которому мы и уступаем место на общественной трибуне.
Законопроект о СРО негосударственных экспертиз в составе НОПРИЗ был разработан по поручению Правительства России два года назад, но не принят. Общественный совет обратился к министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимиру Якушеву с просьбой о содействии в ускорении принятия данного документа. Любопытно, что среди инициаторов решения значится и руководитель комиссии в сфере государственных услуг и контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Совета Анатолий Воронин. Являясь вице-президентом НОЭКС и одним из ярых приверженцев негосударственной экспертизы, он был на переднем краю борьбы с нововведениями, предусматривающими как бы переход негосников под контроль Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
Соратник господина Воронина и формально его начальник – президент НОЭКС Шота Гордезиани также все эти два года пытается отстоять интересы негосударственной экспертизы, используя самые разные лоббистские возможности. В частности, недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов публично назвал монополизацию государством рынка экспертизы проектной документации одной из проблем строительного комплекса. Теперь Шота Михайлович и Ко хотят помощи от председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина.
В своём письма на его имя господин Гордезиани традиционно перечисляет все прелести негосударственной экспертизы. По словам главы НОЭКС, система негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий сформирована. «Успешно работают большое количество крупных организаций, укомплектованных квалифицированными кадрами, оснащённых современной нормативно-технической базой, использующих в работе современные методы организации и проведения экспертизы», – пишет Шота Михайлович, отмечая, что свыше 40% от общего числа заключений по проектной документации выпущено в форме негосударственной экспертизы.
Впрочем, не всё так гладко и радужно. И далее господин Гордезиани фактически саморазоблачает восхваляемую им систему, заявив об отсутствии механизма контроля за работой многочисленных (в том числе мелких) организаций негосударственной экспертизы. Признаёт он и то, что сегодня созданы идеальные условия для демпинга цен на экспертные работы. Получается не очень-то весёлая картина, и мы имеем следующее:
- исключение возможности привлечения к экспертизе квалифицированных специалистов за счёт адекватной оплаты труда, что приводит к низкому качеству проведения экспертизы проектной документации;
- снижение доходов в бюджет, за счёт занижения налоговой базы (например, при стоимости экспертизы 700 тысяч рублей фактически проводится экспертиза за 100 тысяч);
- условия для появления на рынке экспертизы недобросовестных экспертных организаций, в том числе организаций однодневок.
Таким образом, даже предводители негосников, боссы НОЭКС вынуждены согласиться с тем, что качество экспертных заключений, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В том числе, по причине откровенной торговли такими документами, которую развернули многочисленные частные фирмы. Остаётся надеяться, что закон о СРО негосударственных экспертиз будет содержать чёткий механизм контроля за качеством работ. А Общественный совет при Минстрое этот процесс проконтролирует.
http://zanostroy.ru